Фэндом

Гризли I
M4A1 Grizzly Sherman CFB Borden.jpg
Применение в войсках

Шаблон:Флаг Канады

Классификация

средний танк

Экипаж

5 человек

Вес

30 т

Вооружение

75-мм M3 L/40
2 × 7,62-мм M1919A4

Гризли I (Grizzly I) — модифицированный под британские и канадские стандарты М4А1 Шерман.

История Править

В годы Второй Мировой войны второй после Великобритании по выпуску танков и бронемашин стала Канада, где было налажено производство как британской, так и американской техники. С 1941 года канадские предприятия стали выпускать танки М3, но в скором времени состоялся переход на более совершенные образцы вооружения, в частности, на танк Шерман. Планы производства М4 в Канаде были разработаны в сентябре 1942 года, но ограниченные мощности «Монреаль Локомотив Воркс» не позволяли начать производство ранее, чем через год. Для серийного производства была выбрана модификация М4А1, который также поставлялся Великобритании и получил там обозначением «Шерман II». В сентябре-декабре в Канаде было построено 188 танков М4А1, которые были переоборудованы под британские стандарты и получили наименование Гризли I. Производство этих танков вскоре прекратилось из-за того, что американские заводы смогли удовлетворить требования армий союзников.

Конструкция Править

Компоновка танка близка классическая. Экипаж состоял из пяти человек. Вес танка достигал 30 тонн.

В лобовой части танка размещались элементы трансмиссии. За ними находилось отделение управление, совмещённое с боевым. В кормовой части корпуса устанавливался 9-цилиндровый бензиновый двигатель Continental R-975С-1 мощностью 353 л.с.

На крыше боевого отделения устанавливалась башня с толщиной стенок и кормы 51 мм. Лобовая часть имела толщину 76 мм, здесь размещалась маска для 76,2-мм орудия М3 с длиной ствола 40 калибров и спаренного с ним 7,62-мм пулемета Browning. Также на крыше башни был установлен 2-дюймовый (50,8-мм) дымовой гранатомёт. На корме башни устанавливались ящики для перевозки боекомплекта и снаряжения. Некоторые танки получили 12,8-мм зенитные пулемёты, устанавливаемые на крыше башни.

Ходовая часть, в целом, осталась неизменной; включала, применительно к одному борту, три тележки с двумя обрезиненными опорными катками каждая. На верхней части тележки находился кронштейн, на который крепился поддерживающий ролик. Направляющие колеса находились сзади, ведущие колеса – спереди. Отличительными чертами канадского танка стали гусеничные траки типа CDP (Canadian Dry Pin), новые крылья и противопылевые экраны гусениц.

Эксплуатация Править

Sherman Grizzly Tank (5781153275).jpg

Гризли в имперском военном музее в Даксфорде

188 построенных Гризли были распределены между четырьмя танковыми бригадами, тем не менее, эти соединения в боевых действиях участия эти танка не принимали, в Европе канадцы воевали на американских Шерманах. Оставшиеся же в Канаде танки применялись для обучения личного состава. После войны встал вопрос о дальнейшей судьбе танков. Некоторые машины переделали в бронетранспортёры Kangaroo. Однако в 1954 году вопрос был решён — не очень богатая Португалия купила у Канады 55 танков Гризли, которые прослужили в армии этой страны до 1973 года. В боевых действиях эти танки участия не принимали, хотя могли — в 1960-е годы начались антиколониальные восстания в Анголе, Мозамбике и Португальской Гвинее, принадлежавших Португалии. Помимо танков, португальцы купили 5 (по другим данным — 6) бронетранспортёров на базе танков Гризли, которые были проданы на слом только в 1995 году.

Дальнейшая судьба этих машин оказалась не тривиальной. В 1980 году интерес к ржавеющим без дела танкам проявил английский бизнесмен Иан Мак Грегор, коллекционировавший военную технику. Он договорился с португальцами о продаже 40 танков по цене 7500 фунтов за одну машину. Мак Гегор преследовал корыстный интерес, собираясь восстановить большую часть «Гризли» и продать по гораздо более высокой цене. Танки стали прибывать партиями, и к 1983 году контракт был выполнен в полном объёме. Благодаря этому достаточно много танков Гризли сохранилось и сейчас они выставлены либо в музеях, либо в частных коллекциях.

Ссылки Править

Также на Фэндоме

Случайная вики