ФЭНДОМ

38M «Толди»
Toldi.jpg
Применение в войсках

Шаблон:Флаг Венгрии

Классификация

лёгкий танк

Экипаж

3 человека

Вес

8,5 тонн

Вооружение

20-мм 36.M
40-мм 42.M

38M «Толди» — венгерский лёгкий танк времён Второй Мировой войны. Назван в честь венгерского рыцаря Миклоша Толди, жившего в XIV веке.

История Править

В 1938 году правительство Венгрии приняло план модернизации вооружённых сил и заказало у Швеции один экземпляр танка Landsverk L-60. По прибытию в Венгрию танк был отправлен на сравнительные испытания с немецким Panzer I. Шведский танк показал себя намного лучше немецкого и венгерская военная комиссия решила использовать L-60, как образец для создания собственного танка. Но венгры решили, что в конструкцию танка надо внести некоторые изменения. Шведы, собственно, не были против, за исключением конструкции системы рулевого управления и стопора башни. В итоге танк был принят на вооружение под обозначением 38M «Толди».

В мае 1941 года венгры, стремясь повысить боеспособность танка, усилили лобовое бронирование. Модификация получила обозначение 38M «Толди» II. В 1942-1943 годах была разработана и запущена в производство ещё одна модификация — 38M «Толди» III, отличавшаяся усиленным бронированием и увеличенным боекомплектом.

Модификации Править

Toldi II in the Kubinka.jpg

38M «Толди II» в Бронетанковом музее в Кубинке

  • 38M «Толди» I — базовая модификация; вооружение - 20-мм самозарядное противотанковое ружьё 36.M (с боекомплектом 208 патронов) и один 8-мм пулемёт 34/37M (с боекомплектом 2400 патронов); кроме того, на крыше башни было предусмотрено крепление для установки зенитного пулемёта; выпущено 80 единиц
  • 38M «Толди» II — модификация с усиленным бронированием, выпущено 110 единиц
  • 38M «Толди» NA — перевооружённый «Толди» II, с 40-мм пушкой 42.M (боекомплект 55 шт. снарядов) и спаренным с ней 8-мм пулемётом 34/40АМ (с боекомплектом 3200 шт. патронов), на кормовую стенку башни установлен ящик для перевозки снаряжения; масса танка увеличилась до 9,35 тонн; переоборудовано 80 единиц. В опытном порядке некоторые 38M Toldi NA были оборудованы 5-мм бортовыми экранами
  • 43M «Толди» III — модификация с дополнительно усиленным бронированием и 40-мм пушкой, с увеличенным до 87 выстрелов боекомплектом; выпущено не более 12 единиц

Производство Править

Конструкция Править

«Толди» имел компоновку с расположением моторного отделения в кормовой части танка, а трансмиссионного — в лобовой. Масса танка составляла 8,5 тонн.

Экипаж танка состоял из трёх человек: механика-водителя, наводчика и командира. Командир располагался в башне справа, в его распоряжении имелась командирская башенка с люком и 7 смотровых приборов. Стрелок сидел в левой части башни и имел возможность вести наблюдение через перископический прицел. Механика-водитель располагался в неком подобии броневой рубки в носовой части корпуса с люком.

Первоначально на танк устанавливалось 20-мм швейцарское противотанковое ружьё, производившееся в Венгрии по лицензии под индексом 36М. Питание ружья осуществлялось из магазина на 5 патронов. Скорострельность ружья равнялась 15-20 выстрелов в минуту. С ружьям был спарен 8-мм пулемёт 34/37М. Боекомплект к ружью составляет 208 патронов, а к пулемёту — 2400 патронов. Также на 80 танков были установлены 40-мм пушка 42М, с длиной ствола 45 калибров и дульным тормозом, и спаренным с ней пулемёт 34/40АМ. Боекомплект состоял из 55 снарядов к орудию и 3200 — к пулемёту.

Карабюраторный двигатель L8V/36TP мощностью 155 л/с, позволявший Толди развивать максимальную скорость 50 км/ч, как и приборы наблюдения и прицелы, поставлялся из Германии. Ёмкость топливных баков составляет 253 литра, а запас хода по шоссе — 220 километров. Тоансмиссия 38Ь состояла из главного фрикциона сухого трения, планетарной пятискоростной коробки передач, блокируемого дифференциала и бортовых фрикционов.

Танк оснащался радиостанцией R/5.

Боевое применение Править

Первые серийные «Толди» стали поступать в 1-ую и 2-ую моторизованные и 2-ую кавалерийскую бригады. Боевое крещение они приняли в апреле 1941 года, учавствуя в кампании против Югославии. Спустя два месяца эти части в составе Вермахта, вторглись на территорию СССР. В начале кампании у Венгров был 81 Толди, впоследствии прибыло ещё 14 машин. В ноябре 1941 года танки вернулись на родину. Из 95 машин 62 подверглись ремонту и только 25 из них — по причине повреждений в боях, все остальные отправились в ремонт из-за неполадок в трансмиссии. К тому же, Толди был неэффективен в качестве противотанкового средства и годился только для разведки. В 1942 году на Восточный фронт попали аж 19 Толди, которые были полностью уничтожены в 1943, при разгроме венгерской армии.

После этого Толди всех модификаций были переданы в 1-ую и 2-ую танковые и 1-ую кавалерийскую дивизии. Они участвовали в боевых действиях в СССР, Польше и Венгрии. К 6 июня 1944 года у Хонведшега осталось всего 66 Толди I и 63 Толди II и Толди NA. В 1944-1945 годах все они были потеряны.

Уцелело всего два танка Толди: «Toldi I» и один «Toldi NA», и все они находятся в Бронетанковом музее в Кубинке

Также на ФЭНДОМЕ

Случайная вики