ФЭНДОМ

PzKpfw IV
1024px-Pz-IVG-latrun-2.jpg
Применение в войсках

Flag of German Reich (1935–1945).svg.png Третий Рейх

Классификация

средний танк

Экипаж

4 человека

Вес

25 тонн

Вооружение

75-мм KwK 37,
KwK 40 L/43,
KwK 40 L/48

PzKpfw IV (Panzerkampfwagen IV , также Pz. IV; в СССР был известен также как T‑IV) — немецкий средний танк времён Второй Мировой войны. Был разработан в 1936 году и выпускался серийно в нескольких модификациях с 1937 по 1945 года. Самый массовый танк Панцерваффе — всего было выпущено 8686 машин. Постоянно усиливавшееся вооружение и бронирование танка позволяло PzKpfw IV эффективно противостоять машинам противника аналогичного класса.

История Править

Несмотря на то, что по условиям Версальского мирного договора Германии запрещалось иметь собственные бронетанковые части, в 1925 году управление вооружений рейхсвера начало работу по созданию собственного танка. Эти работы, правда, не проходили далее, чем постройка прототипов и их испытания. Это было обусловлено, в первую очередь, слабостью германской промышленности того периода. Тем не менее, в середине 1933 года германские конструкторы создали первый послевоенный серийный танк Германии — PzKpfw I. Это был лёгкий танк массой 5,4 тонны, вооружённый двумя 7,92-мм пулемётами MG-13. Однако первенец германского послевоенного танкостроения считался лишь «переходным танков». И посему всмете с началом его серийного производства началась разработка новых панцеров — PzKpfw II, который являлся усиленным «переходным танком», и PzKpfw III, который должен был стать полноценным боевым танком, вооружённым 37-мм пушкой. Однако из-за слабости вооружения было решено создать ещё один танк — танк огневой поддержки, призванный также заменить так и не пошедший в серию Neubaufahrzeug.

В 1934 году управление вооружений организовало конкурс на создание танка огневой поддержки массой до 24 тонн, получившего индекс VK 2001 и кодовое наименование «машина командира батальона» (нем. Bataillonsführerwagen, обычно сокращаемый до BW). Проектированием машины занимались фирмы Rheinmetall-Borsig AG в Дюссельдорфе и Friedrich Krupp AG в Эссене. Также свои проекты представили фирмы Daimler-Benz и MAN. По итогам испытаний предпочтение было отдано проекту фирмы Friedrich Krupp AG — VK 2001(K). Вскоре оная фирма получила заказ на производство предсерийной партии танка, получившего к тому времени обозначение «бронированная машина с 75-мм пушкой» (нем. 7,5 cm Geschütz-Panzerwagen) или, по сквозной системе обозначений, принятых в то время, «экспериментальный образец 618» (нем. Versuchskraftfahrzeug 618 или Vs.Kfz.618). В апреле 1938 года танк получил своё окончательное наименование — PzKpfw IV и индекс Sd.Kfz.161 по сквозной системе обозначений подвижных средств Вермахта.

Модификации Править

Ausf. A Править

Bundesarchiv Bild 146-1978-120-15, Panzer IV.jpg

PzKpfw IV преодолевает брод

Выпуск первой серии танков, получившей обозначение 1.Serie/B.W., начался в в октябре 1937 года и продолжался до марта 1938 года. Всего было изготовлено 35 танков, получивших обозначение Panzerkampfwagen IV Ausführung A (Ausf.A — «модель А»).

Масса танка составляла 17,3 тонны. Бронирование танка — противопульное. Бронирование корпуса колебалось от 8 мм до 14,5 мм. Бронирование башни достигало 30 мм во лбу, 20 мм с бортов и 10 мм с кормы. Вооружение — 75-мм KwK 37 L/71 и два пулемёта MG 34 калибра 7,62. Боекомплект к орудию составлял 120 выстрелов и 3000 патронов. Двигатель - Maybach HL 108TR, мощностью 250 л.с. Ходовая часть состояла из восьми сдвоенных опорных катков, сблокированных в четыре тележки по два. Впоследствии ходовая часть PzKpfw IV при своих модернизациях не претерпела сколько-нибудь значительных изменений.

Танки этой модификации отличались своеобразной формой командирской башни, цилиндрической формы с шестью смотровыми щелями, и установкой в лобовом ломанном листе курсового пулемёта в шаровой установке. Башня танка была смещена влево его продольной оси, причиной чего является внутренняя компоновка механизма поворота.

Ausf. B Править

Выпуск второй серии танков, получившей обозначение 2.Serie/B.W., начался в апреле 1938 и закончился в сентябре того же года. Всего было изготовлено 42 танка, получивших обозначение Panzerkampfwagen IV Ausführung B (Ausf.B — «модель B»).

Ломанная лобовая плита корпуса была заменена на прямую и вместе с тем был убран курсовой пулемёт, который заменили на смотровой прибор и лючок для стрельбы из личного оружия. Толщину лобовой брони корпуса, подбашенной коробки, маски орудия и командирской башенки довели до 30 мм. На танк установили новый двигатель — Maybach HL 120TR, мощностью 300 л.с. Боекомплект был сокращён до 80 выстрелов и 2700 патронов.

Ausf. C Править

PzKpfwIVD.Aberdeen.000a0gpe.jpeg

PzKpfw IV Ausf.D с дополнительным бронированием

Выпуск второй серии танков, получившей обозначение 3.Serie/B.W., начался в сентябре 1938 и закончился в августе 1939. Всего было изготовлено 140 танка, получивших обозначение Panzerkampfwagen IV Ausführung B (Ausf.C — «модель C»).

На танках были установлены специальный отбойник под стволом орудия для отгибания антенны при повороте башни и броневой кожух спаренного с орудием пулемёта. Также, начиная с 40-ой серийной машины, на танки стали устанавливать двигатель Maybach HL120TRM - в дальнейшем он применялся на всех последующих модификациях.

Ausf. D Править

Ausf. E Править

Ausf. F Править

Ausf. G Править

Ausf. H Править

Ausf. J Править

Производство Править

Конструкция Править

Эксплуатация и боевое применение Править

Машины на базе Править

Операторы Править

Оценка Править

Сохранившиеся образцы Править

Источники Править

Также на ФЭНДОМЕ

Случайная вики